Пятница, 20-09-19, 21.53

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [53]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [55]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [36]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Крестные ходы земли Уржумской
Д. Н. Казаков
Крестные ходы земли Уржумской
 
Знаете ли вы, что когда-то в г. Уржуме бытовало до пяти крестных ходов? По прошествии многих лет они начисто оказались забытыми к дням сегодняшним и лишь пожелтевшие страницы архивных документов могут свидетельствовать о том, что они действительно существовали раньше на Уржумской земле.
Четыре крестных хода совершалось из Свято-Троицкого собора и один из Казанско-Богородицкой церкви, и это не считая Рождественского, Пасхального и Крещенского («на Иордань») крестных ходов, которые совершались из каждого городского храма. 17 мая 1857 года священнослужители Троицкого собора в особом рапорте сообщали благочинному о. Павлу Гонорскому (который в свою очередь отправил его в Вятский статистический комитет) о следующих крестных ходах в г. Уржуме:
а) «в день преполовения святой пятидесятницы, к освящению речной воды и для окропления всех жителей града, с верою приемлющих оную, как от купели …»;
б) в неделю всех святых к часовне на Белой речке с иконою всеми чтимой Божией матери Живоносный источник, которая хранилась в сей часовне;
в) в день св. пророка Илии «в круг града по случаю бывшей смертности».
Кроме этих крестных ходов, в конце лета из Свято-Трицкого собора совершался еще один крестный ход, который не упоминается в вышеприведенном рапорте, но упоминание о нем я нашел в делах Уржумского архива. Этот крестный ход ежегодно выходил из собора на соборную торговую площадь для всенародного моления о дожде.
После 1923 года вместе с самим Свято-Троицким собором, все четыре крестных хода перешли в введение группы «обновленцев» - нового направления в Православной церкви по протестантскому образцу, а затем, после 1930 года, и вовсе прекратили свое существование. Сведения об этих «обновленческих» крестных ходах сохранились в Уржумском архиве.
В руки обновленцев перешли не только крестные хода, но и одна из святынь Уржумской земли – икона Живоносный источник.
 
Икона Божией матери "Живоносный Источник"
 
 Уразумев, какую ценность она представляет собой для верующих, обновленцы придумали устраивать крестный ход с ней по всему Уржумскому уезду, включая даже Лебяжские приходы, о чем я писал в заметке «Белорецкая часовня» («Кировская искра» от 11 июля 2006 года). Однако впоследствии верующим, сохранившим верность Патриаршей Церкви, удалось каким-то образом вернуть себе эту святыню. В 1938 году один партийный деятель сообщал о ней: « … в Уржумском районе монашки Дунаева и Печенкина летом 1937 года пытались устроить явление чудотворной иконы «Живониской источницы», фактически ими выкраденной из закрытой часовни». К сожалению, это последнее упоминание об иконе, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Первое время пытались совершать обновленцы и другие крестные хода, зная, какой популярностью они пользуются у верующих. К примеру, в делах Уржумского архива сохранилось заявление церковно-приходского правления Свято-Троицкого собора в Уржумскую милицию за 1927 год с просьбой совершить крестный ход на соборную площадь: «по примеру прежних лет и древнему обычаю молиться всенародно о дожде церковно-приходское правление Свято-Троицкого собора просит разрешить устройство крестного хода на соборную торговую площадь 28 сего августа».
В другом прошении от 1 августа того же 1927 года приходской совет просил ему 14 августа разрешить для освящения речной воды ежегодный «крестный ход с иконами на реку Уржумку и обратно».
В делах Уржумского архива нет упоминаний об Ильинском крестном ходе, который совершался ежегодно вокруг города, но любопытное сообщение о нем мне удалось найти на страницах Уржумской уездной газеты «Красный пахарь» за 1920 год. Вот что она писала: « 2 августа, в так называемый «Ильин день», в г. Уржуме состоялась своеобразная манифестация – «крестный ход». Насколько, говорят, он бывал величественным и грандиозным в «доброе старое время», настолько печальное зрелище представляет он ныне. Участвующих в нем едва набралось до 100-150 человек по преимуществу стариков и женщин-крестьянок из подгорных деревень, горожан было очень мало. Это при выходе из собора. Обратно возвратились лишь те, кто нес иконы, да духовенство, а хвост процессии весь испарился …».
Из других градских церквей еще один крестный ход совершался из Казанско-Богородицкой церкви, тоже уходящий в глубь веков. 18 мая 1857 года священник и благочинный Александр Рязанцов сообщал о нем в рапорте в Статистический комитет: «… При нашей церкви издревле бывает ежегодный один крестный ход в день христианского праздника Воздвижения Господня, к часовне отстоящей от города Уржума в полуверсте. Когда, кем и по какому случаю учрежден, неизвестно». В начале XX века современники сообщали об этом крестном ходе, что двигался он к каменной, 1887 года постройки, часовне, крытой железом с небольшим иконостасом внутри, украшенным живописными иконами.
Существовали свои крестные хода и в нескольких сельских приходах Уржумского благочиния, например, в селах Буйское и Буйско-Архангельское.
17 мая 1857 года настоятель церкви с. Буйско-Архангельского сообщал в рапорте в ВДК: « … Имею честь донести, что в селе нашем Буйско-Архангельском крестных ходов не бывает, кроме как за полверсты однажды в год, а именно 20 июня на источник ключа кладбищенского, где устроен в виде гордача четырехугольный ларь, покрытый на 4 столбах крышею деревянною, но когда учрежден – ходить на это место со святыми иконами, никто из нас не помнит, а как рассказывают прихожане нашего села, что оный крестный ход учрежден с давних времен по случаю крещеных черемис прихожан и из других ближайших приходов обмывают своих детей».
 
Как найти ключ за кладбищем с. Архангельского
(сразу налево после бетонного моста, а затем пройти по деревянному мостику
или налево перед бетонным мостом)
 
Ключ около с. Архангельского в 2010 году

9мая 1857 года священник церкви Буйского завода сообщал в аналогичном рапорте: «Первый крестный ход бывает 1 октября в часовню, находящуюся от завода в полуверсте, для освящения воды. Сей ход учрежден издавна до существования самой церкви в заводе по случаю празднования Покрова Божией матери и второй – 8 июля заводские жители приносят в домы Казанскую Божию матерь для исправления молебствий, и на всех проулках по просьбе их исправляется молебствие с водоосвящением. Сей ход существует с 1848 года по случаю Божьего посещения жителей завода холерой, и продолжается он в память прекращения в тот год оной болезни».
 
Святой ключ с. Буйское
 
Материалы о часовне с. Буйского можно прочитать на этом сайте в статье "Святой источник".

Эти крестные хода, как и городские, прекратили свое существование в советское время.
 
 
Автор:Казаков Дмитрий Николаевич
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (16-06-10) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 1012 | Теги: Казаков, обновленцы, крестный ход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2019Яндекс.Метрика