Четверг, 10-10-24, 02.38

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [25]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [39]
Почтовая связь [3]
Православный альманах [59]
Предприниматель [1]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Краеведам

Из истории старообрядчества на уржумской земле

Из истории старообрядчества  на уржумской земле
 
В. А. Ветлужских

(продолжение)

ОБРЯДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРЖУМСКИХ СТАРОВЕРОВ

 

Исследуя обрядовые традиции старообрядцев Уржумского района, автор обратил внимание на различия в их исполнении. Это обусловлено не только правилами, которых придерживаются староверы тех или иных согласий, но и местными традициями. На примере трёх согласий, представители которых проживают на территории района, рассмотрим эти особенности.

 

Федосеевское согласие

 

Федосеевцы первыми появились на территории района, обосновавшись в Русском Туреке. На протяжении более чем полутораста лет это согласие было самым многочисленным. Сегодня численность старообрядцев-федосеевцев невелика (по подсчётам автора, не более 150 человек активно молящихся). Всё меньше остаётся и носителей знаний устава службы и порядка её ведения. Тем не менее традиционных правил и порядка придерживается большинство общин старообрядцев-федосеевцев.

Службу у федосеевцев проводит духовный отец, который получил благословение. Кроме того, имеется уставщик, который следит за чётким исполнением порядка (устава и правил). Есть ещё головщик, который ведёт (запевает) во время службы, владеет умением читать гласы при пении.

Одним из немногих таинств, которые, по мнению федосеевцев, может исполнять духовный отец, является крещение. При крещении присутствуют и воспринимают младенца крестный отец (куманёк) и крестная мать (кумушка). В последнее время (по нужде) порой младенца воспринимает одна крёстная мать.

Духовный отец крестит младенца в три погружения, обязательно с головой окуная его в купель. При этом духовный отец стоит лицом к востоку. Во время крещения он произносит «Во имя Отца аминь, во имя Сына аминь и во имя Святого Духа аминь».

Крёстные в обязательном порядке исполняют обряд отречения (отрекаются от Сатаны). При этом они встают спиной к иконам и три раза плюют через левое плечо, левой ногой растирая плевок. При этом произносятся слова: «Отрицаемся от Сатаны и всех дел его, и всея службы его, и всея студа его и всех ангел его».

Воспринимая младенца, крёстная подносит его для поцелования иконы и креста. Затем надевается крестик («Крест носи, веру храни, любовь держи ко всем человекам»). Потом на младенца надевается рубашка и пояс («Перепояши мя Христе веселием спасения»).

Федосеевцы дают младенцам имена по книге (по святцам). Имя нарекают на 8 день после рождения. Если это по каким-то причинам невозможно, то отсчитывают восьмой день после рождения и смотрят, какое книжное имя падает на этот день.

Старообрядцы федосеевцы – безбрачники. Считают, что поскольку нет священников, таинство брака совершать нельзя.

В последнее время (по нужде) некоторые родители благословляют молодых на брак. К молодым (новожёнам) отношение особое. Они не имеют права молиться во время службы со всеми вместе.

Братия – это старообрядцы, которые живут не в браке и вынесли шестинедельный пост.

Федосеевцы обязаны несколько раз в год (не менее трёх раз) исповедоваться. В последнее время из-за того, что всё меньше благословленных (по уставу) духовных отцов, исповедуются реже. Но раз в год – обязательно. Обычно это делается во время большого поста.

Свечи для службы федосеевцы делают сами. Используются воск и хлопчатобумажные нитки. После того как свечи (свещи) готовы, их кадят кадильницей, в которой на угольках тлеет ладан. По нужде, если нет ладана, кадят огарком ранее окаждённой ладаном свечи.

Умерших федосеевцы отпевают только в том случае, если покойный того заслуживает (мужчина не брадобрействовал, успел исповедоваться, женщина – не стригла волосы).

На дно гроба кладут стружку от гроба, подушку заполняют стружкой, если нет, то сеном. Дно застилают белым полотном.

Умершего мужчину одевают в рубаху, штаны, пояс. На ноги – тапочки. На лоб кладут венец. На левую руку вешают лестовку, обязательно белую. Одевают покойного в саван. Сверху укрывают белым полотном.

 


Лестовка и подрушник федосеевского согласия

 

Женщину также одевают в белую рубаху, сарафан, пояс. Все должно быть белым. «Если одеть цветное, то душа умершего будет стоять до тех пор под дождём, пока одежда не промоется до бела».

Обязательно на умершего надевают крестик. Во время прощания к рукам покойного ставится икона (лицом к лицу).

Гроб с умершим ставят под иконами лицом к образам. Когда идёт отпевание, зажигают четыре свечи, две по бокам гроба и по одной в изголовье и в ногах умершего. Все, кто участвует в отпевании, должны держать в руках свечи («свещи – земная слава, провожают во свет, а не во тьму»).

 


Иконы староверов федосеевцев из Русского Турека. 2001 г.

 

После того как гроб с умершим вынесут, нужно тщательно промыть всё внутри дома – пол, стены и даже потолок. Считается, что «...когда душу с телом разлучают, кровь брызжет до потолка».

 

Поморское брачное (даниловское) согласие

 

Поморцев брачного согласия в районе всегда было численно меньше, чем федосеевцев. Лишь со второй половины ХХ столетия количество их (молящихся) стало увеличиваться. Сегодня поморская община – община Древлеправославной поморской церкви в Уржуме самая многочисленная.



Наставница общины даниловского согласия М. И. Иванцова – участница
районного собрания старообрядцев в Уржуме в 2003 году

 

Как и федосеевцы, поморцы брачного согласия сохранили обряд крещения новорождённого. Этот обряд проводит духовный отец. Крестить стараются в реке. Крестят и в купели.

Перед началом обряда духовный отец берёт благословение у Господа или у старейшего члена общины, кладёт начал. Затем крёстные отрекаются от Сатаны.

Крещение обязательно с троекратным погружением. Во время крещения по четырём сторонам купели горят свечи (свещи). Во время крещения духовный отец произносит: «Во имя Отца аминь, во имя Сына аминь и во имя Святого Духа аминь».

Если духовный отец крестит взрослого человека или младенца в реке, то используют полотенце, которое продевается под мышками у крестящегося. Тогда молитву, начатую в молельной, завершают там же (после исполнения обряда на реке).

После крещения духовный отец передаёт младенца крёстному, который передаёт его крёстной. Она надевает на младенца крест, рубашку и пояс. При этом читается молитва «Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас».

Надевая крестик на младенца, крёстная произносит: «Носи не теряй, веру не меняй».

После крещения в течение восьми дней младенца нельзя ни мыть, ни снимать рубашку.

Имя новорождённому также даётся на 8-й день, нарекается оно только по книге. Правда, молодёжь сегодня не признаёт святцев, но в семьях, где старики имеют вес, стараются придерживаться этого порядка наречения имени.

Если ребёнок умер некрещёным, стараются раздать 40 крестиков, чтобы выхлопотать для него спасение.

Поморцы – старообрядцы брачные. У них существует чин обручения, который проводит духовный отец. Молодых ставят лицом на восток, подстилают белое, чистое (льняное или иное) полотно. Обручающихся и присутствующих кадят. Жених и невеста кладут кольца перед иконой и берут свечи. Молятся (по чину). Жених при обручении произносит: «Аз посягаю тя в жену мою», невеста отвечает: «Аз посягаю тя в мужа моего». Затем новобрачные меняются кольцами. Поётся псалом, духовный отец кадит всех присутствующих. Затем снова молитва, целование креста.

У даниловцев нет деления на «новожёнов». Все старообрядцы могут есть из одной посуды. Для мирских посуда особая. Федосеевцы говорят про даниловцев (поморцев брачного согласия), что те де едят из двух чашек (сами федосеевцы едят из трёх).

На умершего у поморцев надевается всё белое. Мужчину наряжают в рубаху и штаны, на ноги – тапочки. Женщин обряжают в рубаху, сарафан, на голову – платок. Платок зашивается под подбородком. Обязательно умершего укладывают на белое полотно, надевают саван, снова укрывают белым полотном.

Умершей женщине заплетают две косы, девушке – одну.

Всем умершим на левую руку надевается лестовка. В левую же руку вкладывается платок. Пальцы правой руки складываются крестным знамением.

Икону на покойного кладут лицом к лицу умершего. Покойного ставят в гробу ногами по направлению к иконам (лицом к иконам). Отпевание происходит по уставу. Потом покойного выносят, в это время те, кто молился, поминают умершего. Затем усопшего везут на кладбище и хоронят.

На поминках в первую очередь на стол ставятся хлеб и соль. Подают блины с мёдом, рыбник, лапшу, окрошку (квас, картошка, огурцы, яйца и сметана – если не постный день, лук). Мяса ни в коем случае на поминках на стол не подают. Подают также каши, компот (чай нельзя – «От Бога отчаиваться»). Поминают фруктами, ставят на стол сладкие пироги, выпечку.

Поминки начинаются с моления, перед началом которого духовный отец с соответствующей молитвой вкушает кутью (пшеница, мёд и вода), даёт её вкусить достойным. Во время отпевания кутья стоит под образами.

Поминки поморцы делают и на 40-й день (точно в срок – ни раньше, ни позднее). Потом поминают в родительские субботы.

 

Филипповское согласие

 

Старообрядцев филипповского согласия сегодня в районе не меньше, чем поморского брачного. Может быть, по численности филипповцы уступают лишь староверам федосеевского согласия. Особенно сильная община филипповцев в Пиляндыше.

Филипповцы пришли в Уржумский уезд позднее федосеевцев. Первые старообрядцы этого согласия прибыли на уржумскую землю где-то в первой четверти XIX столетия (1811–1817 гг.).

Филипповцы так же как и остальные согласия беспоповского течения имеют духовных отцов, которые ведут службы. Во время службы поют у филипповцев «ионовцев» только мужчины («Женское пение – змеиное шипение»), у «максинерцев» (по нужде) поют и женщины.

Обряд крещения у филипповцев ведёт духовный отец. Он трижды погружает младенца, при этом произносит «Крещается раб Божий Иоанн (например). Во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь». Потом ребёнок передаётся крёстному отцу и матери. Крёстная надевает на ребенка крест, рубашку и пояс. Эту одежду нельзя снимать в течение 8 дней. В это время ребёнка нельзя мыть.

За крещение, как и за остальные обряды и службы, у филипповцев никакой денежной платы ни в коем случае не взимается.

На моление филипповцы собираются в традиционной одежде. Женщины в светлых рубахах и тёмных сарафанах, на голове платок. Во время моления платок подколот под подбородком булавкой (на узел завязывать нельзя – июдина петля).

Мужчины приходят на моление в рубахах, штанах, кафтане. Все должно быть из самотканого полотна.

На ногах молящихся должны быть обязательно лапти. Лишь в последнее время на моление стали надевать шерстяные вязаные носки или чулки. Ни в коем случае обувь не должна быть резиновой или кожаной.

Раньше, ещё и в первой половине ХХ столетия, филипповцы не могли молиться, если в комнате выкрашен краской пол или обоями оклеены стены. Сейчас этого требования уже придерживаются не так строго. Хотя из старых запретов по-прежнему действует запрет на пользование самоваром и употребление чая.

Нательные крестики (по старинным образцам и матрицам) местные филипповцы отливают сами. Раньше кресты отливали из бронзы, меди, сейчас – только из олова.

Ещё в довоенное время (где-то годах в 1930–1940-х) в деревне Зайцево (Шурминский сельский Совет) жил старообрядец филипповского согласия, который отливал кресты и иконы.

Сами верующие (женщины) шьют себе и лестовки. Обычно это делается в пост. Для лестовки используется только светлая льняная ткань. Никаких украшений на лестовке филипповцы не приемлют. Готовую лестовку освящает духовный отец.

Если лестовка со временем загрязнится, то её можно постирать. Стирают без применения мыла и порошка, обязательно на реке («На реке вода не закрыта, освящается постоянно, точно так же и в колодце, если он без крышки»).

Свечи для богослужений филипповцы делают (работают) сами, по благословению духовного отца. На фитили используется только льняная нить, если льняной нитки не достать, то прядут куделю.

Филипповцы признают брак. Родители благословляют молодых на брак. Вначале молодым выносят хлеб, соль. Потом кладется начал. Выносится икона (образ), молодые целуют икону. Тысяцкой (благословенный духовным отцом немолодой мужчина) трижды обводит жениха и невесту вокруг стола.

Только после завершения обряда молодые и гости могут есть. До этого молодые в течение суток не едят.

Желательно, чтобы жених и невеста были одного согласия. У филипповцев немало присущих только им обрядов. Так, например, перед родами роженице развязывают пояс и расплетают косы.

Филипповцы очень строго следят за порядком использования посуды. У них существует «ребячья», посуда для новожёнов и «мирская» посуда. Из «ребячьей» посуды могут есть только крещённые в филипповском согласии старообрядцы, вынесшие пост (братия).

Крещёные, но не вынесшие поста филипповцы едят из посуды для новожёнов.

«Мирские» и старообрядцы других согласий могут есть у филипповцев, но из специальной «мирской» посуды.

Если старообрядец-филипповец, который находится в братии, вынес пост и питается из «ребячьей» посуды, случайно поест из «мирской», он обязан будет перекрещиваться.

Если же наоборот, из «ребячьей» посуды покушают те, кто питался из «мирской», посуда считается «измирщенной» и ею пользоваться нельзя.

Та посуда, которой пользуются в бане (вёдра, тазы, ковши и прочее), считается банной. Остальная – поганая.

Есть особенности и в обряде похорон у филипповцев. Сюда входят и обряжение покойного, и отпевание, и поминальный обед.

Перед смертью верующий должен исповедоваться. Духовный отец обязан прийти по первому зову умирающего. Покаяться (исповедоваться) умирающий филипповец может (по нужде) и ближайшим родственникам, а также благословенному духовным отцом члену братии.

На умершего после того как его обмоют, надевают крест. Крест может быть новым, а по нужде можно надеть и тот, что носил покойный, прежде обмыв крест святой (или речной) водой.

Покойного, как и в других согласиях, укладывают на белое (льняное) покрывало. Под покрывало складывают стружку от гроба. Стружку же набивают и в подушку в изголовье покойного.

Одежда на покойном должна быть обязательно новой и из льняной ткани. Мужчин одевают в рубаху и штаны. Женщинам надевают рубаху и сарафан, на голову платок (повязуха), который собран под подбородком ниткой.

Волосы у женщин должны быть расплетены, их укладывают под чехлушку, которую надевают под платок.

На ноги мужчинам и женщинам надевают онучи и лапти. Веревки от лаптей, когда их завязывают, должны трижды окрестить ноги (3 креста).

Поверх одежды на покойного надевается белый холщовый саван с капюшоном. Затем умерший покрывается белым полотном. Саван запахивают на умершем слева направо. Наоборот запахивают и онучи, обвёртывая ими ноги покойного.

Для прощания на руки умершего кладут икону. У филипповцев максинерской группы икона кладётся лицом к лицу покойного. У ионовцев – за руки (по естеству).

Покойного отпевают. Гроб при это ставится лицом покойного к иконам (ногами к божнице). Гроб у филипповцев с плоской крышкой (полный гроб). Хоронят иногда они в полугробах (как у мирских).

Старообрядцы филипповского согласия помнят, что раньше хоронили в колодах и гробах с лубяным дном.

Филипповцы копают могилу для умершего только по благословению духовного отца (если благословенный на это немощен, он обязан хотя бы несколько лопат земли да выбросить из могилы). Покойного обмывать идут тоже благословенные духовным отцом.

Выносят гроб с покойным ногами вперёд. Разворачиваются обязательно по солнцу (посолонь).

Поминки по умершим делаются в день похорон, на 40-й день. На 9-й день филипповцев не поминают. Затем делают годовую, а потом поминают родителей (умерших родственников) ежегодно по родительским субботам.

На поминках подают блюда в той же последовательности, что и у старообрядцев других согласий.

В первую очередь на стол ставят хлеб и соль. Подаются окрошка (картошка с квасом), рыбники, каши, жареная рыба, кисели или компот. Никакого мяса на поминках быть не может. Постом исключают и рыбу. В окрошку иногда крошат соленые грибы.

У ионовцев кости от рыбы на поминках бросают под стол («...кости из роту, из нечистого места»), максинерцы складывают кости на тарелки.

Поминать на кладбище филипповцы не ходят. Бывают там для того, чтобы только подправить могилку умерших родственников. Считают: «...зачем на кладбище поминать? Души там нет, только прах».

В то же время филипповцы, придя на кладбище проведать родных, кланяются три раза и говорят, обращаясь к покойному, называя его только по имени: «...Акелина (например) прости меня Христа ради. Тебя Бог простит. Войдешь в царствие небесное помяни меня рабу (раба) грешную».

Как и остальные старообрядцы филипповцы придерживаются постов. Кроме того, постными бывают среда и пятница каждую неделю.

Чтобы быть в братии (иметь право молиться на богослужении со стариками), необходимо выдержать 6-недельный пост. В районе есть старушки-филипповки, которые выдержали в течение жизни по 20, а то и 40 таких постов.

Иконы у филипповцев-ионовцев деревянные и литые из меди. В каждом доме должна быть икона-крест. Деревянная доска с вырезанным в центре крестом. Икон, писанных красками, у ионовцев нет.

Иконы филипповцы без особой нужды руками не берут. Даже промыть, почистить икону может только благословенный духовным отцом человек. Обычно это старушка, выдержавшая большой пост.

 

Литература и источники

 

1. Огнев В. Вятская епархия в XVIII веке // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1883. № 14. С. 375.
2. ГАКО. Ф. 244. Оп. 1. Д. 69. Л. 5.
3. ГАКО. Ф. 244. Оп. 1. Д. 94. Лл. 3,7.
4. ГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 369. Л. 59.
5. ГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1340. Л. 49.
6. Вятская противораскольничья миссия // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1870. № 1. С. 9.
6а. Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1870. № 11. С. 196.
7. Желобов М. История раскола в деревне Туреке Уржумского уезда Вятской губернии // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1897. № 14. С. 708.
8. ГАКО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 306.
9. Ведомость о населении по вероисповеданиям в Вятской губернии // Приложение ко всеподданейшему отчёту вятского губернатора за 1870 год. Вятка, 1871. Лист Б (приложение).
10. Там же.
11. Тихвинский Ф. Турек и его значение в старообрядчестве // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1897. № 18. С. 859–870.
12. Памятная книжка-календарь Вятской губернии на 1866–1867 гг. Вятка, 1866.
13. Памятная книжка-календарь Вятской губернии на 1870 г. Вятка, 1870.
14. Спасский Н. Статистическое описание Вятской губернии и справочные сведения. Вятка, 1875.
15. Список об обретающихся в приходе Шурминского завода Христорождественской церкви Уржумского уезда раскольников (составлен в 1880 году) // ДФ УКМ. Д. 110.
16. Население по вероисповеданиям (таблица) // Календарь Вятской губернии на 1887 год. Вятка, 1886. С. 34.
17. Календарь Вятской губернии на 1890 год. Вятка, 1889.
18. Население по вероисповеданиям (таблица) // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. Вятка, 1894. С. 15.
19. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1906 год. Вятка, 1906.
20. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1901 год. Вятка, 1900.
21. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1905 год. Вятка, 1904.
22. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1906 год. Вятка, 1906.
23. Тихвинский Н. Краткий очерк современного раскола в Вятской губернии // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1899. № 6. С. 264.
24. Ведомость о числе коренных старообрядцев и сектантов с подразделением на секты и толки // Вятская епархия. Географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 75–76.
25. Ведомость о числе уклонившихся в разные годы из православия в старообрядчество и сектантство // Там же. С. 78–79.
26. Собор раскольников беспоповцев // Вятские губернские ведомости (часть неофиц.). Вятка. 1897. № 20. С. 8.
27. Ведомость о числе раскольников от рождения (с подразделением на секты и толки) по приходу Александро-Невской церкви Верхнешурминского завода 1-го благочиннического округа Уржумского уезда за 1911 год // Росписи Александро-Невской церкви Верхнешурминского завода за 1910–1911 годы. ДФ УКМ. Д. 1186.
28. Протоколы заседаний президиума Уржумского райисполкома // УА. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 28.
29. Памятная книжка Вятской губернии на 1866–1867 годы. Вятка, 1866. С. 206–207.
30. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1901 год. Вятка, 1900. С. 33.
31. Календарь Вятской губернии на 1891 год. Вятка, 1890. С. 21.
32. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1902 год. Вятка, 1901.
33. Тихвинский Н. Раскол, сектантство и православная миссия в Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1902. № 9. С. 441.
34. Там же.
35. Пентина Н. Забытые страницы // Кировская искра. 1992. № 116 (1 октября).
36. Минин К. С. Воспоминания (рукопись) // ДФ УКМ. Д. 110. Тетр. 7. С. 50.
37. Документы горсовета. Договор // УА. Ф. 10. Связка 5. Д. 59.
38. Документы по работе с церквями // УА. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 113. Лл. 1, 40.
39. Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1870. № 11. С. 196.
39а. Там же.
40. Мышкин И. Беседа со старообрядцем Н. Н. Соболевым и его единомышленниками, происходящая в г. Уржуме 2 сентября 1884 года // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1885. №№ 10–11 (№ 10. С. 277).
41. Мышкин И. Беседа со старообрядцем Н. Н. Соболевым и его единомышленниками, происходящая в г.Уржуме 2 сентября 1884 года // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1885. №№ 10–11 (№ 10. С. 277–278.)
42. Мышкин И. Присоединение к православию в г. Уржум // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1886. № 11. С. 309.
43. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. Вятка, 1894. С. 181.
44. Тихвинский Н. Раскол, сектантство и православная миссия // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1902. № 9. С. 454.
45. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. Вятка, 1897. С. 142.
46. Тихвинский Ф. О мерах пастырского воздействия на раскол // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1904. № 1. С. 7.
47. Там же.
48. Желобов М. История раскола в деревне Туреке Уржумского уезда Вятской губернии // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1897. № 14. С. 708.
49. О степени отеческой // К истории книжной культуры южной Вятки. Ленинград, 1991. С. 140.
50. ГАКО. Ф. 811. Оп.1. Д. 306
51. Тихвинский Ф. Турек и его значение в старообрядчестве // Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1897. № 18. С. 859–870.
52. ГАКО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 306.
53. Тихвинский Ф. Турек и его значение в старообрядчестве // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1897. № 18.
54. ГАКО. Ф. 811. Оп.1. Д. 306.
55. ГАКО. Ф. 811. Оп.1. Д. 306.
56. ГАКО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 306.
57. Рукописи о расколе // ГАКО. Ф. 574. Оп. *. Ед. хр. 56.
58. Уланов И. П. Мои воспоминания (мемуары) // Фонд Русско-Турекского школьного краеведческого музея. С. 29–30.
59. Зеленин Д. Вятка и Кама (путеводитель). Юрьев, 1905. С. 162–163.
60. ГАКО. Ф. 244. Оп. 1. Д. 94. Л. 1.
61. Желобов М. История раскола в деревне Туреке Уржумского уезда Вятской губернии // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1897. № 14.
62. Воробьева Т. А. Старообрядческая моленная в Русском Туреке (рукопись) // ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9. С. 2–4.
63. Вшивцева У. С. (Запись воспоминаний) // ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. П. 1. Д. 7. С. 1.
64. Протокол заседания президиума исполкома // УА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 23.
65. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. П. 1. Д. 7. С. 1.
66. Тихвинский Н. Краткий очерк современного раскола в Вятской губернии // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1899. № 6. С. 265.
67. Тихвинский Н. Краткий очерк современного раскола в Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. Вятка. 1899. № 6. С. 265.
68. История христиан старообрядцев поморского потомства филиппова согласия Шихалевской обители Уржумских пределов Вятской страны // ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 3.
69. Там же.
70. Там же.
71. Там же.
72. Там же.
73. Там же.
74. Там же.
75. Там же.
76. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Д. 3 (Запись беседы со Степанидой Петровной Атлановой).
77. Там же.
78. Там же.
79. Там же.
80. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Л. 11. (Запись беседы с Марией Минеевной Шишкиной).
81. Там же. С. 23.
82. Там же.
83. Там же.
84. Чин обручения (выписки из рукописной тетради Г. М. Щелкова из с. Вошмы. 1902 г. // ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 11. С. 1.
85. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 18. Л. 1. (Запись беседы с Марфой Петровной Новокшеновой).
86. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Л. 23. (Запись беседы с Марией Минеевной Шишкиной).
87. Там же.
88. Там же
89. Там же
90. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Л. 13 (Запись беседы с Макаром Федотовичем Новокшеновым).
91. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7а. Л. 11 (об). (Запись беседы с Савелием Савельевичем Чернышевым).
92. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 18. Л. 3 (Запись беседы с Иваном Панфиловичем Черновым).
93. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7а. Л. 11 (об.). (Запись беседы с Савелием Савельевичем Чернышевым).
94. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7а. Л. 8–9 (Запись беседы с Татьяной Феопентовной Буториной).
95. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Л. 26. (Запись беседы с Федосьей Кузьмовной Маныловой).
96. ДФ ЦВВ (г. Уржум). Д. 1. С. 7. (Черновик реферата Е. Ремезовой по старообрядцам филипповского согласия).
97. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7а. Л. 9. (Запись беседы с Татьяной Феопентовной Буториной).
98. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 18. Л. 5 (Запись беседы с Марией Артемьевной Платуновой).
99. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. С. 26 (Запись беседы с Федосьей Кузьмовной Маныловой).
100. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Л. 22 (Запись беседы с Савелием Титовичем Чернышевым).
101. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. С. 26 (Запись беседы с Федосьей Кузьмовной Маныловой).
102. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Л. 5. (Запись беседы с Ремезовым).
103. Там же.
104. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7. Л. 9 (Запись беседы с Татьяной Феопентовной Буториной).
105. Там же.
106. ЛКАВ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 7а. Л. 11(об). (Запись беседы с Савелием Савельевичем Чернышевым).

Источник: Уржумская старина: краеведческий альманах [Текст] / МАУК "Уржумский МВЦ" - Киров: Издательство "О-Краткое", 2012. - Вып. 11. - 208 с. - ил.

В начало

Категория: Краеведам | Добавил: Георгич (22-12-13) | Автор: Ветлужских Владимир Алексеевич
Просмотров: 3229 | Теги: Ветлужских, монастырь, уржумская старина, староверы, русский турек, Уржум | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024